Аренда земли за красной линией

Аренда земли за красной линией Бесплатная юридическая консультация: ООО «Судебно-экспертная служба «ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ» пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631.

Аренда земли за красной линией


Бесплатная юридическая консультация:

ООО «Судебно-экспертная служба «ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ»

пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А

  1. Главное меню
  2. Статьи
  3. Как оформить земельный участок в собственность
  4. Красные линии. Предоставление земельного участка, расположенного в границах земель общего пользовани

Оглавление:

Красные линии. Предоставление земельного участка, расположенного в границах земель общего пользовани

Красные линии. Предоставление земельного участка, расположенного в границах земель общего пользования.

В п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) указанно: красные линии — это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Основными задачами красных линий являются: отграничение территорий общего пользования от иных территорий, определение границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты.


Бесплатная юридическая консультация:

Красные линии сами по себе не создают ограничений или запретов для собственников земельных участков, так как они являются лишь условными обозначениями в проекте планировки территории и проекте межевания территории границ публичных земель или местоположения линейных объектов (существующих или проектируемых).

Красные линии не являются сервитутами или ограничениями прав правообладателей земельных участков, поскольку они не запрещают строительную деятельность или иную хозяйственную деятельность на земельных участках и не предоставляют права доступа на чужие земельные участки. Красными линиями запрещается или ограничивается застройка земельных участков не в силу того, что устанавливаются или ограничиваются права, а в силу иных причин. Земельные участки в границах красных линий, которые обозначают границы публичных земель, не предоставляются для строительства. В то же время красные линии, обозначающие существующее местоположение линейных объектов, вблизи которых осуществление строительства является опасным, не сами по себе ограничивают строительство, а определяют требования к градостроительному плану, в соответствии с которым выдается разрешение на строительство или принимается решение об отказе в выдаче разрешения на строительство.

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары)

В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ) земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) отчуждению, а соответственно и передаче в частную собственность, не подлежат.

В Градостроительном кодексе указывается на то, что земли общего пользования должны быть сформированы в виде соответствующих земельных участков, представляется, что названные ограничения возникают на стадии образования соответствующих земельных участков, а не на стадии подготовки и утверждения проекта планировки территории, в котором отображаются красные линии, и тем более не на стадии принятия решения о необходимости разработки такого проекта.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://zakon.kadastr61.ru/mainmenu/stati/oformlenie-uchastka/-48-17.html

Что делать, если земельный участок расположен за красными линиями территории?

Добрый день уважаемые эксперты. Прошу помощи в сложном вопросе. Имеется участок ИЖС в черте города с зарегистрированным домом (по факту дома уже нет) участок приватизирован. Вокруг интенсивно проходит застройка, а несколько домов не трогают. По генплану, который разрабатывался когда то давно, на моём и соседних участках должна проходить дорога. Но маловероятно что её когда то будут делать.

Попытался получить разрешение на строительство — получил вот такой отказ: Земельный участок расположен за красными линиями на территории общего пользования. Согласно ч12, ст1 градостроительного кодекса РФ территории общего пользования,-это территории, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц… Таким образом выявлено несоответствие представленной схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана зем. участка——. Правилам землепользования и застройки городского округа гор.

Учитывая изложенное в соответствии м ч13.ст51 градостроительного кодекса рф администрация города… отказывает в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта капитального строительства. ВОПРОС: что дальше делать? по сути мне не дают пользоваться своим участком по праву. В идеале хотелось бы перевести участок под застройку коммерческой недвижимости.

Источник: http://zembaron.ru/forum/508-uchastok-raspolozhen-za-krasnyimi-liniyami-na-territo/


Бесплатная юридическая консультация:

За границами красных линий

Земельное законодательство закрепляет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов 1 . В целях осуществления данного принципа ЗК РФ предусматривает исключительное право граждан и юридических лиц – собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию занятых этими объектами земельных участков из состава государственных земель 2 . Вместе с тем практическая реализация такого права нередко сталкивается с неожиданными препятствиями.

Суды определились Одной из преград на пути приватизации земельного участка является то обстоятельство, что занятый зданием, строением, сооружением участок находится за границами красных линий, утвержденных в составе градостроительной документации. Арбитражные суды, рассматривая требования собственников объектов недвижимости о реализации исключительного права на приватизацию земельных участков и руководствуясь п. 11 ст. 1 ГрК РФ, приходят к следующему выводу. Земельный участок, находящийся за красными линиями, является территорией общего пользования. Поэтому собственникам зданий, строений и сооружений отказывают в праве на приватизацию земли.

Так, например, по одному из дел ФАС ВВО заключил, что в силу п. 11 и 12 ст. 1 ГрК РФ к территориям общего пользования относятся обозначенные красными линиями территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) 3 .

По другому делу ФАС ПО отметил, что «если земельный участок находится в границах красных линий, то есть относится к землям общего пользования, приватизация его невозможна в силу прямого запрета, установленного законом» 4 . Тот же ФАС ПО указал, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц 5 . Аналогичный подход используется и другими арбитражными судами 6 .

Подобная практика вызывает вопросы. Насколько обоснованны такая квалификация отношений, связанных с использованием земельных участков, и разрешение спора о земле на основе норм градостроительного законодательства? Любой ли земельный участок, находящийся за границей красных линий, следует считать территорией общего пользования?


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Содержание приведенной нормы позволяет выделить два признака земельного участка общего пользования: а) участок, не закрытый для общего пользования; б) участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Часть 12 ст. 85 ЗК РФ устанавливает примерный перечень земельных участков общего пользования в составе территории населенных пунктов. К таким участкам относятся, в частности, земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами. Земельные участки общего пользования могут выделяться также в составе других категорий земель.

Важный вопрос, связанный с правовым статусом земельных участков общего пользования, касается возможности предоставления таких земельных участков физическим или юридическим лицам.

Действующее земельное законодательство дает ограниченный объем прав в отношении земельных участков: – право собственности; – право постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения и частный сервитут, которые носят вещный характер; – право аренды и право безвозмездного срочного пользования, имеющие обязательственно-правовую природу.

Все указанные виды прав предусматривают передачу земельного участка во владение 7 . Владение конкретного лица в отношении участка само по себе исключает возможность пользования этим участком неограниченным кругом лиц. Более того, титульный владелец (как являющийся собственником, так и владеющий участком на ином праве) вправе требовать защиты своего владения (ст. 301, 305 ГК). Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод: земельные участки общего пользования не могут принадлежать юридическим или физическим лицам на каком-либо титульном праве.


Бесплатная юридическая консультация:

Поскольку круг возможных собственников земельных участков общего пользования ограничен Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, такие земельные участки по смыслу п. 2 ст. 129 ГК РФ являются ограниченными в обороте. Об этом также свидетельствует запрет на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования, предусмотренный ч. 8 ст. 27 ЗК РФ и ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Единственным из предусмотренных земельным законодательством прав на земельный участок, которое может принадлежать лицу, не владеющему участком, является частный сервитут. В соответствии со ст. 274 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

По смыслу приведенных норм в отношении земельного участка общего пользования, находящегося в публичной собственности, может быть установлен сервитут в интересах частного лица. Однако случаи, когда такой сервитут может потребоваться, достаточно редки и могут быть связаны разве что с необходимостью прокладки каких-либо коммуникаций, поскольку земельные участки общего пользования и так свободны для прохода и проезда к смежным земельным участкам.

Общее пользование – открытый доступ

Не менее интересным является вопрос о порядке приобретения земельным участком статуса участка общего пользования, а также о порядке утраты такого статуса. Каких-либо специальных норм, определяющих такой порядок, действующее законодательство не содержит. Статус земельного участка общего пользования не связан ни с категорией земель, ни с разрешенным использованием земельного участка. Можно предположить, что земельный участок является участком общего пользования, когда он отвечает признакам, указанным в п. 1 ст. 262 ГК РФ, и перестает быть земельным участком общего пользования при утрате какого-либо из признаков.

Утрата первого признака земельного участка общего пользования (принадлежности к государственной или муниципальной собственности) в принципе невозможна ввиду установленного ч. 8 ст. 27 ЗК РФ запрета на приватизацию. Таким образом, потеря земельным участком статуса участка общего пользования возможна только вследствие утраты второго признака – открытости для общего доступа. Например, муниципалитет, проложив новый участок дороги взамен существующей, решает осуществить застройку занятого прежней дорогой участка административными зданиями (здание детского сада, школы, муниципального учреждения и т. п.).

В указанных целях неограниченный доступ к такому участку по решению его собственника (муниципалитета) закрывается, на участке ведется строительство. Очевидно, что с закрытием участка для общего доступа статус участка общего пользования утрачен – он уже не отвечает признакам п. 1 ст. 262 ГК. Так, статус земельного участка общего пользования в большей степени представляет собой не правовой режим, а некое фактическое состояние земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. И утрата участком этого статуса возможна на основании решения собственника о закрытии участка для общего доступа.


Бесплатная юридическая консультация:

Факт утраты участком признаков земельного участка общего пользования устраняет препятствия к передаче владения им третьему лицу, и в отношении него перестают действовать нормы п. 1 ст. 262 ГК РФ, а также иные нормы законодательства, определяющие правовой режим земель общего пользования. По тем же причинам (ввиду утраты земельным участком статуса участка общего пользования) при закрытии находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для всеобщего доступа перестает действовать и установленный ч. 8 ст. 27 ЗК РФ запрет на приватизацию такого земельного участка.

Практическое значение установленного ЗК РФ и Законом № 178-ФЗ запрета на приватизацию земельных участков общего пользования при таком подходе остается неясным. Если статус участка общего пользования прекращается с закрытием доступа на него по решению собственника, то таким решением может быть оформлено и отчуждение участка в собственность третьего лица. Запрет на приватизацию можно было бы объяснить желанием законодателя исключить возможность приватизации участка помимо воли собственника (ст. 445 ГК РФ). Но такая ситуация в силу действующего законодательства допускается только в случае, когда на участке расположены принадлежащие третьему лицу объекты недвижимости (ст. 36 ЗК РФ).

Однако если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположено здание, строение или сооружение, принадлежащее частному лицу, такой участок не может считаться участком общего пользования, поскольку не отвечает признакам, установленным п. 1 ст. 262 ГК РФ: он не является открытым для всеобщего доступа и, следовательно, на него не распространяется запрет на приватизацию, установленный ч. 8 ст. 27 ЗК РФ.

Статус участка общего пользования может приобрести земельный участок, уже находящийся в государственной или муниципальной собственности, если собственником принято решение об открытии участка для всеобщего доступа (например, решение о сносе находящегося на участке административного здания и об устройстве на его месте сквера). Стать участком общего пользования может и земельный участок, находящийся в собственности частного лица, когда его изымают для государственных или муниципальных нужд и на нем создают общедоступный объект (например, дорогу).

О чем расскажут красные линии? Ни гражданское, ни земельное законодательство не ставят статус участка общего пользования в зависимость от содержания градостроительной документации, которой утверждаются красные линии. Что интересно, не содержит таких положений и ГрК РФ. Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ к территориям общего пользования относятся такие, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Приведенное определение в полной мере согласуется и с п. 1 ст. 262 ГК РФ, и с п. 12 ст. 85 ЗК РФ.

Пункт 11 ст. 1 ГрК РФ определяет красные линии как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее – линейные объекты).

Бесплатная юридическая консультация:

По смыслу этого определения сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования: такие линии лишь ограничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования либо могут стать ими в перспективе. Следовательно, утверждение красных линий никак не отражается на правовом режиме земельного участка. И подтверждением тому служит та же арбитражная практика.

Так, ВАС РФ в Определении от 24.02.2011 № 11626/09 указал, что выделение красными линиями планируемого к строительству проезда через земельный участок, принадлежащий на праве собственности частному лицу, не нарушает прав и законных интересов собственника участка, поскольку не означает изъятия участка и не свидетельствует о его разделении.

Но если красные линии никак не отражаются на правовом режиме земельного участка, почему арбитражные суды рассматривают их как препятствие реализации права на приватизацию земельных участков в порядке ст. 36 ЗК РФ? Позиция арбитражных судов в этом плане представляется непоследовательной. Более логичной выглядит позиция ВС РФ, изложенная в определении от 27.10.2009 № 11-В09-19. Судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу о том, что запрет на приватизацию распространяется только на те участки, которые фактически относятся к землям общего пользования, то есть уже заняты площадями, скверами, пляжами и пр. Если же на участке расположен объект, принадлежащий частному лицу, такой участок территорией общего пользования не является, причем и в том случае, если утвержденная в установленном порядке градостроительная документация предполагает размещение на этом месте дороги, площади или иного открытого для всеобщего доступа объекта 8 .

Безусловно, значение градостроительной документации достаточно велико и создание целостной системы правового регулирования градостроительной деятельности можно считать одним из важнейших достижений развития современной правовой системы России. Земля – довольно сложная с юридической точки зрения категория.

Пункт 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ определяет землю как природный объект, природный ресурс и объект права собственности. Следует согласиться с позицией, изложенной в монографии А.П. Анисимова, А.Я. Рыженкова и М.С. Сотниковой «Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики», которые указывают, что земля как природный объект является предметом экологических правоотношений, как природный ресурс выступает предметом земельно-управленческих правоотношений, а как земельный участок представляет объект гражданских правоотношений.


Бесплатная юридическая консультация:

Следовательно, градостроительные нормы, несмотря на их огромную роль в пространственной организации территории населенных пунктов, не могут применяться к правоотношениям, не составляющим предмет регулирования градостроительного законодательства, и создавать препятствия для приватизации земельного участка.

Автор: Николай Андрианов , руководитель юридического отдела, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородской правовой академии

— 1 Пункт 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ. 2 Часть 1 ст. 36 ЗК РФ. 3 Постановление ФАС ВВО от 23.10.2008 № А/2007. ВАС РФ поддержал позицию ФАС ВВО, отказав в передаче заявления о пересмотре в порядке надзора в Президиум ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 16.02.2009 № 1504/09). 4 Постановление ФАС ПО от 22.11.2010 № А/2009. Определением от 02.03.2011 № ВАС-1539/11 ВАС РФ отказал в передаче дела в Президиум ВАС РФ. 5 Постановление ФАС ПО от 08.10.2009 № А06-957/2009. 6 Постановления ФАС УО от 06.12.2010 № А/2010-С2; ФАС ЦО от 10.08.2010 № А/2009-С2; ФАС СКО от 11.03.2011 № А/2010; ФАС СЗО от 08.02.2011 № А/2009. 7 Несмотря на то что ст. 606 ГК РФ допускает возможность предоставления имущества в аренду как с передачей владения (во владение и пользование), так и без таковой (только в пользование), земельные участки могут передаваться в аренду только с передачей владения (ст. 5 ЗК РФ). Таким же образом в ст. 5 ЗК РФ вопрос передачи владения решается применительно к безвозмездному срочному пользованию земельным участком. 8 Мошкович М., Бодрягина О., Малахова Е. Земельная тяжба. эж-ЮРИСТ. 2010. № 31. С. 2.

Данная тема интересует многих жителей и обсуждается, вот обмен мнениями по теме:

Столкнулся с ситуацией, когда ОМС устанавливают красные линии «на будущее», для возможного расширения, например, дорого с сильным запасом по территории. В результате очень большое количество земель формально попадает в зону «земель общего пользования» (планируемых). Но! Никаких ограничений в данных кадастрого учета, ни в ЕГРП, ни еще где-то установление красных линий не порождает. Более того, вид разрешенного использования у ЗУ остается как «под административное здание» или «под базу».


Бесплатная юридическая консультация:

Однако суды тупо шлепают отказные решения со ссылкой на п. 12 ст. 85 ЗК РФ. Соответственно возникает вопрос, насколько такая судебная практика обоснованна и соответствует ли она хотя бы принципу единства судьбы ЗУ и прочно связанным с ним объектом недвижимости (по кулуарным слухам закон о едином землепользовании не за горами)

Интересно то, что жильцов суды поддерживают: ФАС Волго-Вятского округа от 21.04.2011 по делу N А/2010

Жильцов суды не поддерживают. Поддерживает арбитраж юрлиц. В этом деле жители идут третьими лицами без заявленных тербований. В суд обращается юрлицо. И это далеко не случайность. Ковалиха 51 — Семашко только что проиграли дело по постановлению 10/22 у Голубевой в Нижегородском.

Тут ООО выступает со стороны жильцов. А поиграться с подсудностью/подведомственностью — одно из любимых занятий юристов. Если практика в АС, значит надо оформить квартирку на юрика или предпримателя. ( прим. ОКРУГ.ИНФО: если АС — Арбитражный суд, досконально разбирается и принимает грамотные решение, в том числе и на основании Постановления 10/22 от 29 апреля 2010 года, то и нужно идти судиться в Арбитражый суд, а не районный ).

То есть в среде профессионалов считается нормой, что суды плюют на решения высших судебных инстанций? И любой районный суд судит на одном этаже так, а через этаж прямо наоборот. Причем, ВАС с ВС уже стали выпускать совместные разъяснения. Для тех, кто «на бронепоезде». И все без толку. ( прим. ОКРУГ.ИНФО: имеется в виду совместное Постановление от 29 апреля 2010 года № 10/22 высших судов, в главе » Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома «, разъясняющие многие вопросы для жителей многоквартирных домов, борящихся за свои земельные участки. Однако некоторые судьи районных судов часто не читали или не вникали в это Постановление )


Бесплатная юридическая консультация:

Очевидно, что в этом случае в арбитраж жилой дом ушел не для «поиграться подведомственностью». А потому, что районный суд непроходим.

Вот и оформите свою квартиру на юрлицо. А мы потом с удовольствием ознакомимся с юридической практикой.

Зачем? Я ИП! ( прим. ОКРУГ.ИНФО: Индивидуальный предприниматель, что позволяет обращаться в Арбитражный суд, а не районный )

Источник: http://okrug.info/mnenija/zemelnye-uchastki/za-granicami-krasnyh-linii.html

Что делать, если границы земельного участка пересекаются или выходят за красные линии?

Во время процедуры оформления может выясниться, что ваш земельный участок пересекается с наделом соседа или пересекает красную линию. В этой статье мы расскажем о возможных вариантах решения возникшей проблемы, не нарушив при этом норм земельного законодательства.


Бесплатная юридическая консультация:

Содержание статьи:

Как земельные границы могут пересекаться?

Во-первых, границы двух земельных участков могут пересекаться по вине работника кадастрового учета. Он мог указать различные данные в реестре недвижимости и кадастровом паспорте.

Во-вторых, ошибку мог допустить инженер-землеустроитель во время работы на земельном наделе.

Видео расскажет об установлении границ земельных участков

Что делать, если границы участка выходят за красные линии — варианты решения проблемы

В случае, когда ошибку допустил работник кадастрового учета, достаточно внести соответствующие изменения. Делается это кадастровым подразделением. Для исправления ошибки не требуется даже присутствие собственника земельного надела.

Намного труднее решить проблему, когда ошибка допущена инженером-землеустроителем. Ч.4 ст. 28 Закона о кадастре предусматривает несколько вариантов устранения такой ошибки:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Путем внесения изменений, если документация, в которой обнаружена ошибка, входят в перечень документов, что представлен в ст. 22 вышеупомянутого Закона.
  2. Путем информирования, если на основе документации с ошибками были внесены ошибочные сведения в реестр, а также эти документы используются для информационного взаимодействия сотрудниками кадастрового учета.
  3. Путем судебного разбирательства.

Рассмотрим каждый из этих вариантов более подробно.

Решаем проблему без судебного разбирательства

Подробные указания на тему того, как поступать в случае пересечения границ соседских наделов, можно узнать из Письма № 4448-ИМ\Д23, направленного Министерством экономического развития 27 марта 2009 г. Согласно этому письму при обнаружении пересечения границ кадастровый орган должен приостановить процедуру кадастрового учета.

Должен быть составлен межевой план, который будет содержать:

  • информацию по сформированному наделу;
  • сведения по наделу, который учтен раньше, а также по которому обнаружили ошибку.

В состав такого плана входит:

  1. Заключение специалиста, который объясняет возможные причины возникновения ошибки.
  2. Правильные сведения о расположениях участков, которые пересекаются.

К плану прилагается акт о согласовании границ надела, на котором допустили ошибку. Но, по мнению некоторых специалистов, такой акт составлять не имеет смысла, если физические параметры земельного надела не меняются.


Бесплатная юридическая консультация:

Когда ошибка исправлена, правильная информация об участке передается в кадастровый реестр. Для этого владельцу необходимо написать соответствующее заявление.

Нужно обратить внимание на то, что после исправления ошибки в некоторых случаях изменяется площадь и конфигурация. В такой ситуации владельцу необходимо написать заявление о внесении исправленных сведений в реестр. Подавать заявление необходимо в подразделение кадастрового учета.

Границы участка пересекают красные линии – решаем дело через суд

Земельный вопрос всегда стоял остро для наших соотечественников. Известны случаи, когда всего за несколько сантиметров земли враждовали несколько поколений. Решить проблему мирным путем в этой ситуации не получится, нужно идти в суд.

Стоит отметить, что судебный вариант решения этой проблемы зачастую отнимает много времени. Для обращения в суд необходимо грамотно составить исковое заявление, а также приложить все необходимые документы, которые имеют отношение к данному делу.

Добившись положительного судебного решения, нужно снова обращаться в кадастровый орган.


Бесплатная юридическая консультация:

В решении суда должны быть указаны:

  • правильные координаты земельного надела;
  • характерные точки его границ.

Наличие вышеуказанных сведений в судебном решении позволит сотрудникам кадастрового подразделения продолжить свою работу по устранению ошибки.

Чтобы быть уверенным, что в решении суда будет присутствовать такая информация, некоторые специалисты советуют указывать в исковом заявлении требование о внесении координат надела и точного расположения участка в текст приговора.

Что имеется ввиду под понятием «красная линия»?

Красная линия характеризует размеры улицы, то есть ее можно назвать нормой градостроительного регулирования. В ее границах законодательство запрещает приватизировать землю. Кроме того, красная линия позволяет увидеть возможные перспективы развития улицы.

Но для обычных граждан земля за их забором – это всего лишь возможность немного расширить свои владения. Но рано или поздно орган кадастрового учета обнаружит, что границы земельного участка пересеклись с красной линией.


Бесплатная юридическая консультация:

Участок пересекается с красной линией: что делать?

Если владелец земельного участка самовольно захватил землю за красной линией, то, скорее всего, ему предъявлять штраф и попросят «вернуть захваченную территорию». И здесь нет ничего странного, ведь нахождение забора, жилого дома или другого строения в границах красной линии означает, что такой земельный надел или его часть относится к территории общего пользования.

И хотя такую землю нельзя приватизировать, гражданин имеет законное право взять ее в аренду. Но если обратится к арбитражной практике, то добиться оформления аренды не всегда удается. Судьи отказывают в этом, аргументируя свое решение ст. 85 ЗК РФ. Однако принимая такое решение, они забывают, что приватизация и аренда – это разные понятия.

Совсем другая ситуация складывается, когда чиновники утвердили «маршрут» красной линии через уже существующие участки. В таком случае их действия признаются незаконными, поскольку ч. 1-2 ст. 209 ГК предоставляет право владельцу такого земельного надела распоряжаться землей по своему усмотрению. В этой ситуации собственнику земли необходимо оспаривать решение властей в судебном порядке.

Красная линия не является законным основанием для отказа в выкупе земельного участка в собственность

Отказ администрации города Сочи, в лице ее структурного подразделения Департамента имущественных отношений, в предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка под объектами недвижимости признан судом незаконным. Суд обязал администрацию города Сочи, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи, подготовить и направить Нашему Клиенту проект договора купли-продажи земельного участка.

К нам обратился гражданин К. с просьбой об оказании юридической помощи в споре с Департаментом имущественных отношений города Сочи по вопросу выкупа земельного участка на котором расположен объект недвижимости, право на которое зарегистрировано за Нашим Клиентом в установленном законом порядке. При изучении документов, выяснилось, что на праве аренды Нашим Клиентом используется земельный участок на котором расположено домовладение. Данному домовладению присвоен адрес, что подтверждается соответствующими документами. С целью заключения договора купли-продажи (выкупа) земельного участка, наш Клиент обратился в структурное подразделение администрации г. Сочи с заявлением в установленном порядке. Однако, администрацию города Сочи отказала в предоставлении соответствующей муниципальной услуги. Отказывая в предоставлении земельного участка в собственность за плату, администрация основывалась на том, что земельный участок пересечен «красными линиями» в силу чего выкуп невозможен в соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ. Адвокатом Нашей юридической компании Абидонян Арутюном Андрониковичем был подготовлен соответствующий административный иск о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», в заключении договора купли-продажи земельного участка в собственность за плату. Районный суд удовлетворил исковые предъявленные в соответствии с КАС РФ требования. Приходя к выводу о незаконность отказа администрации, суд указал: В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»). Указанная норма закона не содержит положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., т.е. отнесения его к земельным участкам общего пользования. Как следует из п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 27 октября 2009 г. N 11-В09-19 (Бюллетень Верховного Суда РФ N 7, 2010), статья 85 ЗК РФ не допускает приватизации только таких земельных участков общего пользования, которые уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными и другими объектами общего пользования (в соответствии с ст. 1 градостроительного кодекса РФ), т.е. подразумеваются уже существующие территории общего пользования. В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ, красные линии — это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. При этом территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 ГрК РФ). На основании ч. 4 ст. 43 ГрК РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Земельный участок, изначально предоставлялся для индивидуального жилищного строительства на условиях аренды, по Договору аренды заключенному на основании соответствующего постановления администрации района (г. Сочи). В соответствии со статьями 41, 42, 42 и 45 ГрК РФ в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории. Эта документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. Постановление администрации г. Сочи №1879 «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки территории Лазаревского района города Сочи» было издано значительно позже даты выделения земельного участка на условиях аренды для строительства индивидуального жилого дома, а именно 16 сентября 2014 года. В соответствии с п. 3.8 Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах. Как следует из кадастровой выписки о земельном участке испрашиваемый Нашим Клиентом земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет еще до утверждения Проекта планировки территории Лазаревского района г. Сочи. Приложением 2 к «Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях», утв. Приказом Госстроя РФ от 02.08.1999 г. №18 установлено, что при проверке соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства к использованию и охране земель в поселениях изучаются и используются документы о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости; материалы выноса в натуру (на местность) красных линий и других линий регулирования застройки, высотных отметок, осей зданий, строений и сооружений, трасс инженерных коммуникаций; документы об установлении границ земельных участков на местности. То есть, при нанесении «кранных линий» администрацией г. Сочи во-первых, не были учтены фактические правила землепользования. В частности, не было выяснено, кто является пользователем земельного участка, на каких основаниях, имеются ли ограничения, расположены ли на участке какие-либо строения, сооружения и т.д.; во-вторых, из содержания приведенных правовых норм градостроительного кодекса следует, что объект недвижимости, такой, как жилой дом, строение или сооружение не должен находиться в пределах красных линий или пересекать их. Иначе он окажется на территории общего пользования. Это следует из принципа неотделимости правового статуса земельного участка от недвижимости, которая на нем расположена. Красные линии как раз и предназначены для того, чтобы отделить территорию, предназначенную для общего пользования, от территории, являющейся частной собственностью. Кроме того, в соответствии с п.п. 8, 9 Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» резервирование земельных участков, установление красных линий должно регистрироваться в органах исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», а государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляться в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Как следует из содержания кадастровой выписки о земельном участке, сведений о том, что он находится в границах «красных линий» Государственный кадастр недвижимости не содержит. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что отказ в приватизации земельного участка, нарушает права собственника по пользованию земельным участком и расположенным на нем жилым домом, так как в результате отнесения земельного участка, на котором расположено домовладение, находящееся в его собственности, к землям общего пользования, он лишен права распоряжения, владения и пользования этим объектом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в ст. 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (статья 36 Кодекса). Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.


Бесплатная юридическая консультация:

На основании п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган). При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли- продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ. В соответствии с п. 1 статьи 445 ГК РФ сторона, направившая оферту (проект договора) и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. Как предусмотрено п. 18 «Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» утв. Постановлением администрации г. Сочи от 27.02.2015г. №572, решение вопроса о продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов или об отказе в продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов должно приниматься по заявлению в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации заявления в МАУ МФЦ или Администрациях районов. Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализаций законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования спора. Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. В силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ, признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том, случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением. Суд пришел к выводу, что административное исковое заявление нашего Клиента к администрации города Сочи о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги и обязании подготовить проект договора, является обоснованным и подлежит удовлетворению. Пунктом 9 ст. 227 КАС РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившее определенное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

1) Административное исковое заявление Нашего Клиента к администрации города Сочи о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги и обязании подготовить проект договора – удовлетворить; 2) Признать незаконным отказ Администрации г. Сочи от . г. в предоставлении нашему Клиенту муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» для заключения договора купли-продажи земельного участка, площадью … кв.м., с кадастровым номером 23:49:… категории земель: земли населенных пунктов — для индивидуального жилищного строительства, адрес: г Сочи, . ; 3) Обязать Администрацию г. Сочи в лице департамента имущественных отношений в месячный срок подготовить и направить Нашему Клиенту проект договора купли-продажи земельного участка площадью … кв.м., с кадастровым номером 23:49:…, категории земель: земли населенных пунктов — для индивидуального жилищного строительства, адрес земельного участка: г. Сочи, …

Решение вступило в законную силу. Договор купли-продажи земельного участка заключен. Договор аренды расторгнут. Право собственности Нашего Клиента на земельный участок зарегистрировано. (примечание автора статьи: Многократно! судебными инстанциями выносятся аналогичные решения: о признании незаконным отказа администрации в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов». Кроме того, Верховный суд РФ разъяснил правоприменительную практику по такого рода делам. Однако! Администрация города Сочи продолжает интерпретировать законодательные нормы на свой лад и старается отказывать в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», особенно если земельный участок пересекается красной линией. Красные линии не являются причиной для отказа в выкупе земельного участка собственником здания(й) (например-жилого дома), сооружения(й), расположенных на земельном участке. Собственник жилого дома, здания, сооружения, имеет исключительное право выкупа земельного участка. В Центральный Сочинский филиал Краснодарской краевой коллегии адвокатов очень часто обращаются за юридической помощью по аналогичным делам, когда администрация отказывает в выкупе земельного участка, в том числе индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Мы помогли взыскать с ЗАО «Универсал» в пользу Нашего Клиента суммы, предусмотренные законодательством, за просрочку исполнения обязательств, сумму морального вреда и сумму штрафа.

Источник: http://xn—-otbbxhhbg2c8c.xn--p1acf/nashi-pobedy/pobeda!-krasnaya-liniya-ne-yavlyaetsya-zakonnym-osnovaniem-dlya-otkaza-v-vykupe-zemelnogo-uchastka-v-sobstvennost

Можно ли арендовать землю за красной линией?

Нет, не получится, это запрещено градостороительными нормами.


Бесплатная юридическая консультация:

Это возможно, если муниципалитет согласится передать Вам участок в аренду. Администрации для того, чтобы требовать убрать забор, необходимо сперва иметь прочную документальную и правовую основу, согласно которой красные линии взяты не с потолка, а на основании нормативно-правовых актов администрации или правительства субъекта РФ. Если такие акты есть, то должен быть налажен учёт земель, то есть «красные» земли должны быть с зарегистрированными правами находиться на кадастровом учёте. Вы это всё можете проверить в Росреестре, заказав выписку.

Если ничего этого нет, то препятствий у муниципалитета в предоставлении Вам участка в аренду не может быть. Вернее, оно может быть, если цель, с которой Вы собираетесь арендовать, не совпадает с планами администрации.

Таким образом, возможность не исключена, хотя реализовать её крайне сложно.

Получить в собственность часть улицы Вы точно не сможете.

Источник: http://www.yurist-online.net/question/138870


Бесплатная юридическая консультация:

Как оформить земельный участок, находящийся в красной линии?

Добрый день. У меня в собственности нежилое здание в г. Калининграде И оно находится в красной линии город аренде земельного участка давал на 1 год.В данный момент аренду не дает. Могу ли я выкупить данный участок , и как это оформить. Спасибо.

Ответы юристов (1)

Добрый день. Объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и соответственно не должен пересекать их. В противном случае он окажется на территории общего пользования, а в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования не подлежат передачи в собственность, Земельный участок можно попробовать получить в аренду. Я так пониманию, что схему планировочной организации ЗУ вы не получали перед началом строительства и не видели красных линий, расположенных на ней. В данном случае возможно обращение с заявлением в администрацию для корректировки красных линий, но процедура это довольно дорогостоящая и ее результат целиком зависит от органов муниципальной власти. Однако можно обратить внимание на следующее: документ об утверждении красных линий является нормативно-правовым актом и должен быть официально опубликован, включая картографические материалы. При этом, Верховный суд РФ придерживается позиции единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. Это статья 1 пункт 1 подпункт 5 Земельного Кодекса. Согласно этой статье все «прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков», за исключением случаев, установленных федеральным законом.В другой статье — 35-й того же Земельного кодекса дословно записано следующее: при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, и необходимым для его использования. Причем землю под домом и около пользует новый собственник на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.Точно такое же положение содержится и в Гражданском кодексе. Это статья 552. В ней говорится, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования части земельного участка на тех же условиях, что и до него имел продавец недвижимости.ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса». И в нем также предусмотрено, что граждане, к которым перешли права собственности на здания, объекты и сооружения, которые стоят на государственной или муниципальной земле, вправе зарегистрировать права собственности на такие участки, кроме случаев, когда земля не может предоставляться в частную собственность.На основании выше приведенных норм, с учетом того, что право собственности на объект за вами зарегистрировано вы можете обратиться с иском в суд к администрации о заключении с вами договора аренды на длительный срок или признании права собственности на участок под недвижимым объектом. В том случае, если недвижимый объект не является самовольной постройкой и введен в эксплуатацию в соответствии с установленной законом процедурой.

Ищете ответ? Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Источник: http://pravoved.ru/question//

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн